Согласие и взаимопонимание в семье — это основа для гармоничного развития ребенка.
Семья – это место, где принимают ребенка, умеют «видеть» его, понимают его чувства и мысли.
«Памятка» для родителей
как гуманитарная «инструкция»
Жизнь ребенка определяется жизнью семьи, состоящей из одного или двух поколений родственников. Согласие и взаимопонимание в семье — это основа для гармоничного развития ребенка. Семья – это место, где принимают ребенка, умеют «видеть» его, понимают его чувства и мысли.
Современная семья, как правило, имеет многочисленные социальные связи - это друзья, коллеги, соседи, продавцы, курьеры и т.д. Это влияет на атмосферу и «обустройство» внутри семьи, её границы «как бы» размываются, семья «как бы» везде и нигде, теряется камерность и доверительность отношений. Родственные связи - это особенные отношения, которые ребенок воспринимает с самого раннего возраста, так как только среди близких формируется такой тип теплоты и доверия, создать который в других отношениях крайне сложно.
Цель современного образования - создание условий для поддержки каждого ребенка на пути его становления. Е.Е. Шулежко часто говорил: дошкольное образование должно быть направлено «на сохранение самобытности дошкольного детства». Учёный подчеркивал, что во всех видах деятельности нужно «идти от возможностей детей; открыть широкий путь к игре; не навязывать детям на занятиях свои представления, а создавать условия для высказывания воспитанниками своих представлений…». Ведь, по мнению учёного, детям интереснее не узнать, а догадаться, не получить готовый ответ, а использовать возникший вопрос как повод для содержательного общения со сверстниками, педагогом и родителями.
В семье формируются навыки первичной социализации, поэтому при работе с дошкольниками необходимо выстраивание сотрудничества с семьями дошколят, которое не может состояться без налаживания контактов с каждым из родителей ребенка.
Когда дети приходят ко мне на занятия, они попадают в новое пространство, из-за чего возможны эмоциональные переживания детей во время привыкания и адаптации. Дошкольник испытывает сильный стресс, ведомый только ему. Поэтому важна организация взаимодействия педагога и родителя во благо ребенка.
Современный родитель часто растерян и не знает, как выстраивать отношения с ребенком, чтобы не навредить ему. Современный родитель загружен социальными обязательствами и живет в мире, который меняется с частотой смены дня и ночи. Уклад семьи изменился, где, порой, места ребенку не остается.
Учитывая все эти особенности, я разработала памятку для родителей, которая помогает родителям понять, как они смогут помочь ребенку в период его адаптации к новому детскому сообществу в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Умные пальчики».
«Памятка» - это своего рода гуманитарная «инструкция» для родителей в условиях вероятностного и постоянно меняющегося мира. Сейчас родителям, как и детям, нужна поддержка и помощь.
Уважаемые родители!
Знайте, что ни один, даже самый замечательный педагог, не может сделать для вашего ребенка то, что сможете ВЫ. Я как педагог могу помочь Вам, а не заменить Вас. Без Вашей помощи просто нельзя.
Ø Вы первые, самые важные учителя своего ребенка.
Ø Когда приводите ребенка на занятия, приветствуйте каждого ребенка и педагога. Поинтересуйтесь, как настроение или дела? Так ваш ребенок научится быть доброжелательным, приветливым и внимательным к другим людям.
Ø Задавайте мне вопросы по интересующим Вас темам. Вместе мы найдем решение. Я рада сотрудничать с Вами.
Ø Избегайте обсуждения конфликтных проблем в присутствии ребенка.
Ø Для ребенка Ваша речь является образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая вам, наблюдая за вами.
Ø После занятий уделяйте время на обсуждение с ребенком того нового, что он узнал и запомнил на занятии.
Ø Выделите место, где ребенок сможет заниматься, и его не будут отвлекать. Пусть сам контролирует порядок на своем рабочем месте и готовит (собирает) тетради для следующих занятий.
Ø По возможности делайте с ребенком домашние задания: почитайте, поиграйте, порисуйте вместе. По большому счету это время, которое вы уделяете только своему ребенку: повторить, обсудить и узнать, что его интересует. Пусть это будет 20-30 минут, только ваше с ребенком время, не отвлекайтесь на другие дела. Так вы обретете самого лучшего маленького друга, а ваш ребенок обретет огромную гордость и уверенность, что у него есть Вы.
Ø Ваш ребенок неповторим и у него свой темперамент. Ставьте реальные цели для себя и своего ребенка.
Ø Ваш дом и семья оказывают огромное влияние на ребенка и на формирование жизненных ценностей в будущем.
Ø Очень важно, чтобы между нами была согласованность. Давайте вместе поможем вашему ребенку стать самостоятельнее, увереннее в себе и своих силах!
Библиографический список
1. Выготский Л. С. Мышление и речь [Текст]: Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1996.
2. Гладкова Ю.А. О педагогике сотрудничества. Издательский Дом: воспитание дошкольника, https://dovosp.ru/articls/o-pedagogike-sotrudnichestva-rovesnichestve-i-o-mnogom-drugom
3. Курганов С.Ю., Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М.: Просвещение, 1989.
4. Лобок А.М. «Если мы вслушиваемся в ребенка, то он научится вслушиваться в нас», https://econet.ru/articles/135895-aleksandr-lobok-esli-my-vslushivaemsya-v-rebenka-to-on-nauchitsya-vslushivatsya-v-nas
5. Петрухина Е. Педагогическое взаимодействие с родителями через социо-игровую технологию, Международный образовательный портал, https://www.maam.ru/